14 июля 2011 г.

Шедеврометр*

Мне нравится вечером в полглаза смотреть и вполуха слушать хиты 80-х и 90-х на MTV-Украина. Когда приключается прокатиться в такси, на радио две из трёх песен в эфире, как правило, написаны ещё до наступления третьего тысячелетия. А вдоль эскалаторов в метро на лайтбоксах развешены репродукции, эмм... Картин... Маслом... В стиле, как выяснилось из Интернетов, неоимпрессионизм. Новый, стало быть. А я, если не вижу пруда с кувшинками, – не вижу импрессионизма.

Вот так, побултыхавшись в водовороте современного искусства, я пришел к выводу, что человечеству просто необходим прибор, позволяющий определять то, что просто так измерить невозможно. Эдакий кристалл духовности. Что-то на манер миелофона – поставил его рядом с "Чёрным квадратом" и он, просверкав гранями, выдал:
+ 13,5 % смысла
+ 8,67 % душевности
+ 14,91 % фантазии
– 4 % за то, что квадрат на самом деле не квадрат
И зелёная лампочка – пим! Шедевр.
Поднёс к динамику, из которого играет звукоряд к первому фильму "Обитель зла" и, опа:
+ 18 % эмоциональности
+ 36,5 % гармонии
+ 22 % мелодичности
+ 67,98 % душещипательности до пупырышков по коже
Зелёная лампочка.
Ставим того же Мэнсона "Сладких снов":
+ 3 % мелодичности
+ 7,1 % за надрыв
– 82,2 % за вторичность
Красная лампочка и кряк злобного зуммера.

А не так, как сейчас. Наличествует, скажем, произведение искусства. Есть 100 книг различных авторов (А) об этом произведении, содержащих подробные умозаключения о том, насколько произведение хорошо, замысловато и что хотел сказать автор произведения. Есть 1 000 книг прочих авторов (а) о книге различного автора с массой ссылок на книги прочих различных авторов, статистическими опросами, парой собственных мыслей и выводами о том, кому из прочих можно верить, а кому нет.
Из всего этого множества выбираем всех авторов, собираем по каждому из них взаимный и вторичный "одобрямс" – получаем коэффициент авторитетности. Нормируем статистические опросы, вычленяя мнение среднестатистического обывателя (МСО) и при помощи какой-нибудь формулы получаем:

Сумма(Нра*А*к)+Сумма(Нра*а*к)+НраМСО*0,01% - (Сумма(НеНра*А*к)+Сумма(НеНра*а*к)+НеНраМСО*0,01%) = Х

Если Х > 0.5 – произведение – шедевр, и им по законам демократии должны восхищаться все, без исключения.

Чертовски смущает засилье человеческого фактора. И бабла, конечно. Вы его не видите? Я вижу. Рядом с произведением искусства с Х < 0.5 рано или поздно какой-нибудь Кристис или Сотбис повесит ценник. И, если найдётся кто-то, кто купит, то рядом со следующим произведением того же творца ценник будет уже с большим числом. И, когда газеты напишут о пятой, проданной за околооблачную цену, работе, упомянув предыдущие, Нра станет незаметно преобладать над НеНра. Как же может НеНра стоить так дорого!? Значит что-то в этом есть! Что именно? Мы не знаем, но это должно быть Нра.
Эта песня на вершине рейтинга – значит Нра. Значит, кто-то кому-то подсуетил, чтобы она сначала "съела" побольше эфира, засела у СО на подкорке, а потом, как бы сама собой, попала в топ и повисела там подольше и А, а и, обязательно, СО распробовали как следует. Остальное не важно...
А мне не нравится, когда кто-то говорит мне, чтó мне должно нравиться.
И пусть у прибора не будет ни камер, ни микрофонов, ни термометра... Сама сферическая  беспристрастность в вакууме. Подносим к коробке, в которой спрятан караван верблюдов в игольном ушке – зелёная лампочка. Поднёс к картине в золотой раме – минус 99 % за полтора килограмма бездарно размазанного масла. Две тарелки: на обеих – ложка картофельного пюре. Красная лампочка за размазню с грудками и вялый укроп, брошенный как попало, и зелёная – за аккуратное картофельное полнолуние с кружочком масла и дерзко воткнутым трилистником петрушки. Зелёная – за солнце с разноцветными лучами разной толщины и длинны, нарисованное семью детьми обоих полов, в возрасте от трёх с половиной до шести лет. Красная – плакату социальной рекламы, созданному компанией-победителем многомиллионного государственного тендера, владелец которой по абсолютной случайности приходится племянником заместителю главы тендерного комитета. Зелёный – девчонке, которая между станциями метро "Гидропарк" и "Левобережная" поёт песню, слов которой я так и не запомнил. Красный – Потапу и Насте-грудасте, за их сумасшедшую весну для умственно отсталых.

При всём при этом, прибор не должен указывать автора произведения искусства. Можно было бы, конечно, пристроить к прибору БД, или даже БЗ, которая определяла бы автора с определенной степенью правдоподобности по смелости штриха на картине, по стилю написания текста или по преференциям в ритме, тональности и аккордах. Пусть для этого останется отдельная профессия. Просто, думаю, народ Земли должен знать своих героев безо всяких приборов. А для тех, кому Нра, но ещё не знает, кому адресовать искреннюю душевную благодарность – театральные программки, титульные страницы и штекеры для наушников рядом со "Звёздной ночью" этого, как его...

Вот, такое вот ТЗ. Может, возьмется кто?..

* - На авторство термина "шедеврометр" не претендую.
ПС: У Алескандра Житинского в романе "Потерянный дом, или Разговоры с милордом" в 47-й главе есть вариант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий